Август под знаком рыбы.

Экспедиция на притоки северного Байкала - реки Кичера и Верхняя Ангара. 2008 г.

Горное озеро Кулинда. Верховья р. КичераШестеро шли на север: Лесовозная дорога сменилась тропкой, а та через 2 часа растворилась в болотной жиже среди кочек. Мы остались один на один с пространством, наполненным звоном обрадованных комаров.

Карта генштаба государства СССР была нема, и более того, показывала тропу по противоположному берегу Кичеры, отрицая дорогу, по которой мы подъехали, и тропу, по которой мы до того топали.

Позади остался день пути на <Комете>, когда мы пересекли Байкал с юга на север, рабочий поезд из одного пассажирского вагона, прозванный в народе <бичевозом>, и зафрахтованный УАЗик, подбросивший наши рюкзаки, а впридачу и нас. Водитель Федя оказался знающим человеком, много рассказал о здешних местах, тропах и прочее. Эх, Федя, лучше бы у тебя рот был зашит:

Что же мы ищем здесь, в горах Северного Байкала? Несколько лет назад нам попался фильм о рыбалке в озерах Кулинда и Кичерском, что расположены в верховьяхБез коментариев реки Кичеры, впадающей в Байкал рядом с Верхней Ангарой. Зазудило, заело. В этом году карты легли - поехали. В голове у каждого - Большая рыба, в рюкзаке - запас продуктов на 2 недели, да рыболовных снастей несколько килограммов.

Находим тропу, выходим к реке. Гена (кстати, вчера ему исполнилось 50 - мне бы так встречать юбилеи) делает заброс и сразу выводит ленка, Леночка на 1 кг . Пока мы решаем, что делать с ним (с ленком), он сам решает свою судьбу - свинчивает обратно в реку. Но мы рады - не врут легенды и рыбаки.

Вечером, побегав вдоль заломов на Кичере, мы обеспечили уху из хариуса на первый ужин.

Назавтра наша тропа опять кончилась в болоте, и опять начались гадания. Так и пошло: то засечки на деревьях, то тропа, то болото: Но нет ничего бесконечного, кроме космоса, но он-то не болото. Наконец-то блеснула гладь воды - озеро! Правда, сориентировавшись немного времени спустя, понимаем, что это всего лишь большущее расширение реки вполне сопоставимое с заветными озерами, а до тех еще часа 1,5-2. Но дружно решаем освоить этот водоем, а до тех еще доберемся - времени на все хватит. Прямо у стоянки плавится хариус, в 5 метрах от берега - дохлая щука килограмма на 2 - кажется, рыбу можно котелком черпать.

Ленок - сибирский лососьИ в самом деле, хариуса мы наловили и на уху, и на жареху. С ленками, этими сибирскими лососями, непредвиденная заминка вышла - 2 раза сорвались и все. Не берут наши мухи, блесны, хоть тресни. На щуке тоже отыграться не смогли - казалось бы, бесхитростней рыбы нет - однако, ни одной хватки на наши красивые железки и воблеры не ощутили. Утешаем себя тем, что хариус - это самая вкусная рыба, и рвемся к большим озерам.

В условиях полной непроходимости здешней тайги разработали тактику передвижения: все рюкзаки грузим в надувную лодку Скиф-2, один на веслах, остальные по берегу налегке. Скажем, тактика эта себя оправдала полностью. Вышли мы к истоку речки из Кичерского озера. Место удобное, сухое, с обилием дров и грибов, а самое главное - сразу несколько перспективных бездонных ям, где можно предположить наличие тайменя.

Разбиваем привычный лагерь из двух палаток и тента для столовой и рюкзаков - и на реку. Гена опять отличился - вытащил таймешонка на 1,5 кг и положил его в лужицу меж кочек, а сам продолжал прочесывать воду блесной. Когда настало время сменить место, золотой рыбки в аквариуме не оказалось. Доскональное изучение мочажинки показало, что она имеет подземное соединение с рекой. Так что пожелаем рыбе доброго здоровья и долгих лет жизни. Она же, эта рыбина, видимо, рассказала остальным собратьям о вреде железных наших рыбок, и кроме тайменей ясельного возраста в этом месте не ловили.

Таймени 5 и 13 кг.Выручал наш старый знакомый хариус. Брал он наши мухи и верховые, и грузовые, и на блесны. Отличался размерами, встречались экземпляры под килограмм. Так что на нашем столе одновременно бывало до 4-5 блюд из хариуса. Это обязательная уха, малосольный хариус, хариус жаренный, хариус на рожнах, запеченный, а еще тала или хе - в общем, только что пойманная рыба с луком, перцем, солью в уксусном растворе. Закуска отменная.

На следующий день двое из нас поплыли к верхнему концу озера с тем, чтобы разведать дорогу на Кулинду. Остальные исследовали окрестности. Оказывается, место это богато не только рыбой. Сперва мы погрузились в море голубицы и пускали там пузыри, захлебываясь спелой сочной ягодой, восполняя годовой дефицит витаминов. А потом ребята наткнулись на белые грибы, да в таком количестве, которого никто из нас, сибиряков, отродясь не видал. Но это еще не все.

Гена вышел из леса нагруженный сырыми груздями. Мы все привыкли видеть их в одной ипостаси - солеными с картошечкой да под стопочку в праздник. Но Гена, утверждавший, что у них в деревне их жарят, приготовил 2 сковороды нового блаженства (для души и брюха).

На противоположном берегу реки в укромном месте нашли зимовье, огород картошки и плот. Вот тебе и дикое место. Вспомнили рассказы о семье староверов, живущей в этом крае. В других знаковых местах стали встречать кресты той старой ветви православия со второй косой перекладиной. Кресты эти были на дверях зимовий, на устьях рек, где они сооружались высотой выше человеческого роста. Но самих старообрядцев или хотя бы дымок от печки или костра так и не увидели. Большие скрытники.

Все здесь было прекрасно, но мечта о большой рыбе влекла вперед на север, где рядом лежало озеро Кулинда.

Его зеркало открылось нам за короткой протокой, соединяющей озера. Слава богу, есть еще в наших краях такие места, где Швейцария рядом не стояла (как сейчас говорят, <отдыхает>). Зеркало голубой воды, как невиданный самоцвет, заключено в изумрудную оправу лесов, переходящих в гольцы окружающих хребтов. А в дальнем конце озера как мираж поднимались в небо иглообразные вершины Верхнеангарского хребта. Всю жизнь топчу горные тропы, но такого диковинного хребта не видал.

В дополнение ко всему мы разбили лагерь на солнечном песчаном пляже с видом на озеро с этими горами. Хариус играл напротив лагеря,Автор трафея с тайменем 13 кг; но неутоленная страсть по большой рыбе разогнала нас в разные стороны, кого по берегу, а кого на лодке. Наткнувшись на тропку, начинавшуюся у нашей косы, через 300 м находим большое зимовье с известными пометами в виде креста. Тропа побежала вверх по склону и привела в сосновый бор с морем черники и растаяла. Колени, губы, руки сплошь окрасились соком спелой ягоды. Рыбацкие же успехи были дежурными - сплошь хариус, который ловился и на мухи, и на блесны, умудряясь заглотить все 3 крючка тройника.

Но самый настойчивый из нас Виталя добыл-таки щуку на пару килограммов. Так что сегодня есть именинник, и изменения в рационе - щука в кляре. Да еще Геннадий видел, как на свале из глубины вышли полюбопытствовать на его блесну 2 ленка. Вечерняя охота на них в том месте ни к чему не привела.

Назавтра открывать новые страны на противоположном северном берегу озера в устье Кичеры отправились на лодке мы с Гришей и Сашей. Почему на лодке? Да потому, что берега в этом месте непроходимы ( 0,5 км в час).

Постепенно горные панорамы раскрываются шире и впечатляюще. Через час гребли достигли устья. Рядом опять обязательный высокий крест и просторный пляж. Попытки пройти вверх по реке в поисках ленковых и тайменьих омутов безуспешны - непроходимо забуреломлено и заболочено. Зато на девственном прибрежном песке следы гигантских сохатых и медведей. В ловле хариуса стараемся себя ограничивать как по размерам рыбы, так и в количестве. Только борьба с первобытной страстью не всегда в нашу пользу.

В сумерки возвращаемся на лагерь. На военном совете решаем - завтра банный день. Тем более каменку ребята соорудили еще в первый день. Горячие источники Дзелинда

С утра заготовили кедровую сушину, затопили нашу каменку. К обеду камни раскалились так, что чуть ли не взрывались. Саму изощренную работу по натягиванию тентов выполнили удачно - баня получилась отменная. Парились в 2-3 смены так, что вода в озере закипала, когда ребята после парилки с криками плюхались в воду. О блаженстве души и тела после такой парной и последующем погружении в озеро у меня не хватит слов рассказать.

А потом был обратный путь в населенку. На одной из стоянок я поймал ленка на 2 кг и был почти именинником два дня, пока Гена (опять же он) на вытянул тайменя на 13 кг . Один, без ассистента и на паутинку в 0,3 мм . Даже поломка дорогого фирменного спиннинга во время вываживания не умалила его радости.

На эту же блесну в этом же месте Володя 3 минуты спустя выволок таймешонка на 5 кг.

Заключительный аккорд получился мажорным. В оставшееся время мы успели посетить горячие радоновые источники Дзелинда, расположенного рядом с БАМом. Отогрелись, распарились перед дорогой в Иркутск.